
Выбирая проектор, хочется получить надежное устройство, создающее четкое и насыщенное изображение. При выборе ориентироваться нужно не только на яркость и контрастность, но и на другие характеристики модели.
Доверие бренду
Одна из наиболее распространенных ошибок − это покупка китайского проектора неизвестного бренда. Мотивом к такому выбору может стать экономия бюджета или заманчивые характеристики. Даже если разбираться в параметрах проектора и точно знать, что нужно, нет гарантии, что предлагаемая модель будет в действительности соответствовать всем заявленным характеристикам.
Отдавая предпочтение брендовым проекторам от известных производителей, можно смело доверять заявленным характеристикам. В условиях конкуренции ни один популярный бренд не позволит себе обмануть покупателя, так как это повредит его репутации. Кроме того, ориентируясь на цели и условия эксплуатации, всегда можно выбрать наиболее оптимальную модель, не переплачивая за лишний функционал и характеристики без ущерба качеству.
Яркость
Это базовая характеристика любого проектора и, пожалуй, самая главная, на которую нужно обратить внимание при выборе. Световой проекционный поток должен обеспечивать достаточную освещенность экрана, поэтому чем он больше, тем выше должна быть яркость. При этом нужно знать не только размер экрана, но также учитывать условия просмотра − в полностью затемненном, полузатемненном или освещенном помещении.
Для домашнего использования рекомендуется выбирать проектор по яркости до 3000 Лм, что вполне достаточно для просмотра в оборудованном домашнем кинотеатре с полным затемнением, темными стенами, потолком и мебелью, которые не отражают свет. Выбирать слишком яркую модель для дома нежелательно, так как при увеличении яркости страдает цветопередача, а глаза зрителя будут уставать от чрезмерной световой нагрузки.
Кроме того, при высокой яркости в темном помещении возникает эффект «паразитного засвета». От прибора свет сначала отражается экраном, потом − от стен и потолка, и снова попадает на экран. При этом пиксели, которые должны быть темными, визуально становятся серыми, что приводит к потере контраста.
Для просмотра в домашнем кинотеатре минимальной освещенностью экрана считается 500 Лк, то есть 500 люмен на каждый квадратный метр. Например, для проекционного экрана, площадью 2 м², при полном затемнении нужен световой поток 500 х 2 = 1000 Лм. При этом модель, яркостью 3000 Лм, обеспечит качественную картинку на 95-100-дюймовом экране, площадью приблизительно 3 м².
При просмотре в гостиной, где не получается достичь полного затемнения, оптимальной освещенностью экрана считается 500-800 Лк, в зависимости от фонового света.
Выбирая проектор для офиса, конференц-зала или учебной аудитории, предполагается использование прибора в полностью освещенном помещении. По санитарным нормам освещенность рабочих помещений в среднем составляет 200 Лк, то есть до включения проектора, экран визуально будет восприниматься белым.
При просмотре видеоконтента зрачок глаза настраивается по максимальному белому освещению, поэтому при достаточном световом потоке воспринимает неосвещенные проектором, но освещенные фоновым светом участки, как черные.
В данном случае хорошим результатом считается контрастность 5:1, то есть когда белый цвет превышает фоновое освещение в 5 раз. Таким образом, при фоне 200 Лк минимальный световой поток от проектора должен составлять 800 Лк, что в сумме с фоновым составит освещенность экрана 1000 Лк и даст соотношение с фоном 5:1.
Другими словами, чтобы не ошибиться в выборе устройства по яркости для просмотра при свете, умножьте площадь экрана (м²) на 800 Лк и примите полученный результат за нижнюю планку характеристик по яркости.
Контраст
Данная величина характеризует соотношение освещенности «черных» и белых пикселей на проекционном экране. В освещенном помещении достичь глубины черного цвета невозможно из-за фонового освещения, поэтому контраст достигается за счет увеличения яркости проекции белых пикселей. При повышении яркости проектора в освещенном помещении, можно рассчитывать на контраст 150:1 и то только для очень мощных инсталляционных устройств.
Контрастность, указанная в характеристиках модели, является динамической и раскрыть весь ее потенциал можно лишь при полном затемнении с максимальным исключением «паразитного засвета». Несмотря на то, что контрастность −это один из важнейших параметров для кинотеатров, результат 10000:1 обеспечит высокое качество изображения для просмотра фильмов.
Ошибиться с выбором контрастности практически невозможно, так как все современные модели способны обеспечить необходимый результат. Ошибкой становится расчет получить заявленную в характеристиках контрастность для просмотра при фоновом освещении и переплатить за дорогой прибор, ориентированный для кинотеатра.
Проекционное отношение
Это отношение проекционного расстояния к ширине изображения. Чтобы проекция занимала весь экран, проектор нужно установить от него на расстоянии, равном произведению проекционного отношения и ширины экрана.
Определить необходимое проекционное отношение не очень сложно. Например, если ширина экрана 2 м, а проектор удобно расположить на расстоянии 3 м, то нужно 3 : 2 = 1,5. Следовательно, понадобится модель с проекционным отношением 1,5.
Неверный выбор по этому параметру приведет к тому, что изображение получится меньше или, наоборот, выйдет за пределы экрана. В этом случае придется устанавливать проекционное устройство дальше или ближе, что из-за особенностей помещения может быть затруднительно или невозможно.
Фокусное расстояние
Это расстояние, на котором проектор способен сфокусировать изображение на проекционном экране. По фокусному расстоянию модели делятся на группы с различным проекционным коэффициентом (F), выраженным в отношении расстояния к ширине проекции:
- длиннофокусные − F (2-3). Удобны для просмотра фильмов в аудитории, актовом зале. Устанавливаются на потолочном кронштейне;
- среднефокусные - F (1-2). Подходят для домашнего и коммерческого применения;
- короткофокусные − F (0,5-1). Используются в офисах и аудиториях с монтажом на потолке;
- ультракороткофокусные − F (0,2-0,5) Устанавливаются сверху на доске или над проекционным экраном на специальном крепление, которое часто идет в комплекте. Применяются в офисах, конференц-залах и аудиториях для презентаций и обучения. Такая особенность исключает появление теней во время работы с видеоконтентом.
Если не учесть фокусное расстояние, то проектор попросту не сможет сфокусироваться, так как окажется слишком далеко или, напротив, близко от экрана.
Разрешение
Этот показатель определяет количество точек на экране (пикселей), из которых формируется изображение. Другими словами, картинка на проекционном экране представляет собой сетку. Чем больше элементов этой сетки, тем выше детализация и структурное качество изображения. При недостаточном разрешении с близкого расстояния зритель будет видеть, что изображение состоит из мелких квадратиков, но не всегда стоит гнаться за высоким разрешением.
Современные проекторы характеризуются довольно высоким разрешением и, при оптимальном расположении зрителей от экрана, вполне достаточно разрешения Full HD. Более высокое разрешение, например − 4К, предназначено для больших профессиональных экранов или если зритель располагается близко.
Выбирая разрешение проектора для дома или бизнеса, нужно учитывать 2 взаимосвязанных фактора − это размер экрана и расстояние до него от зрителя. Для комфортного просмотра проекция изображения должна находиться в поле зрения с углом обзора 30°.
Не вдаваясь в математические подробности, просто разделите ширину экрана на 0,536 и получите оптимальное расстояние от него до зрителя. При таком расположении стандарт 1080 пикселей по вертикали обеспечивает максимально качественную картинку. Если зритель располагается ближе, то понадобится больше разрешение, а если дальше, то на разрешении устройства можно сэкономить.
Настройки
Отсутствие необходимых настроек резко ограничивает многие параметры по установке проектора. Чтобы минимально зависеть от особенностей помещения, нужно обратить на них внимание еще при выборе.
Фокусировка объектива
Позволяет изменять проекционное отношение, что дает возможность установки проектора на разном расстоянии от экрана, в пределах предусмотренного в характеристиках диапазона. Функция позволяет достичь большей свободы при выборе места установки проектора и настроит резкость изображения.
Офсет
Как правило, проектор устанавливается таким образом, чтобы зрители не находились на линии проекции и не создавали теней. При возможности установить проектор по направлению к центру экрана, такая функция не понадобится, а вот при установке выше центра экрана офсет становится обязательной функцией.
Здесь важно взять во внимание расположение объектива относительно границы экрана. Офсет является фиксированным показателем по сдвигу изображения вниз, но так как при установке на потолочный кронштейн проектор устанавливается вверх дном, то и изображение будет сдвигаться вниз.
У бюджетных вариантов картинка сдвинута на 100%, то есть объектив должен находиться в одном горизонтальном уровне с верхней границей экрана. Если объектив получается еще выше, то понадобится устройство с офсетом больше 100%
Сдвиг линзы
Это тот же офсет, но не фиксированный, а настраиваемый. В моделях среднего ценового сегмента функция может отсутствовать, но ее наличие все же желательно. Сдвиг линзы понадобится для настройки, если есть ограничения по длине кронштейна или проектор не получается установить по центру ширины экрана.
В большинстве моделей при наличии такой функции, сдвиг линзы используется как подстройка фиксированного офсета на +/- 10%. Для более дорогих приборов, это основная настройка вертикального и горизонтального сдвига без начального офсета. Такие модели можно устанавливать независимо от длины кронштейна и особенностей помещения, а также располагать сбоку.
Коррекция трапеции
Это цифровая коррекция геометрии проекции, которая становится компромиссным решением, если проектор установлен не перпендикулярно экрану. При установке сбоку, ниже или выше границ офсета, для направления проекции на экран, прибор придется повернуть или изменить горизонтальность установки регулировкой кронштейна. При расположении объектива под углом, проекция получается трапециевидной, а данная функция позволяет выровнять изображение.
В основном коррекцию трапеции используют для тонкой настройки, так как при установке на кронштейн установить проектор идеально перпендикулярно экрану практически невозможно.
Неправильный выбор типа проектора
Здесь определиться с выбором не так сложно, так как весь модельный ряд делится по предназначению: для дома, бизнеса, образования, рекламы или инсталляции.
При этом стоит выделить некоторые моменты, которые помогут сделать выбор более оптимальным и избежать самых распространенных ошибок:
- вертикальная установка − предусматривается не для любой модели. Ошибка при выборе приведет к перегреву проектора;
- проекция на вогнутую или выпуклую поверхность − доступна только для инсталляционных моделей;
- круглосуточная работа − предусматривается отдельно для инсталляционных устройств;
- сшивка изображения − недоступна для 3LCD технологии.
Чтобы точно не ошибиться с выбором проектора, рекомендуем учитывать самые распространенные ошибки и принимать во внимание все, без исключения характеристики модели.
Проекторы